Индекс Биг-Мака 2022

Время на прочтение: 4 минут(ы)

Индекс биг-мака — неофициальный способ определения покупательной способности населения и инфляции бургеров.

Делается это для того, чтобы определить реальные обменные курсы валют различных государств.

Биг Мак был создан в 1967 году Джимом Деллигати, владельцем франшизы McDonald’s в Пенсильвании. В следующем году его начали продавать по всей территории США, а сегодня его можно купить в более чем 70 странах. Однако цена, которую вы платите, зависит от того, где вы находитесь, о чем свидетельствует индекс Биг Мака.

Эта анимация Джеймса Игла, охватывающая период с 2004 по 2022 год, показывает цену биг-мака в долларах США в некоторых странах мира.

 

Что показывает индекс Биг-Мака?

Индекс Биг-Мака был придуман журналом The Economist в 1986 году. Он был задуман как шутливый способ продемонстрировать концепцию паритета покупательной способности. Другими словами, он помогает проиллюстрировать идею о том, что рыночные обменные курсы между странами могут быть «не в ладах» по сравнению со стоимостью покупки одной и той же корзины товаров и услуг в этих странах.

Учитывая, что McDonald’s является одной из крупнейших компаний в мире, а Биг Мак широко доступен во всем мире, это означает, что знаменитый бургер можно использовать для сравнения основных товаров в большинстве стран. Его преимущество также в том, что он имеет одинаковые производственные ресурсы и систему распределения, с небольшими изменениями (например, куриные котлеты в Индии вместо говяжьих).

Используя цену биг-мака в двух странах, индекс может дать представление о том, является ли валюта пере- или недооцененной. Например, Биг-Мак стоит 24,40 иен в Китае и 5,81 доллара в США. Сравнивая предполагаемый обменный курс с фактическим, можно понять, переоценен или недооценен юань.

big mac index math

 

Согласно индексу Биг Мака, юань недооценен на 34%.

Помимо валютного дисбаланса, индекс имеет и другие применения. Например, он показывает инфляцию цен на гамбургеры с течением времени. Если мы сравним цену биг-мака в разных странах в одной и той же валюте — например, в долларе США, — мы сможем увидеть, где гамбургеры дешевле или относительно дороже.

 

Стоимость бургеров в разных странах мира

В анимации все цены на Биг-Мак были пересчитаны из местной валюты в доллары США на основе фактического обменного курса, действовавшего на тот момент. Ниже показано изменение цены Биг Мака в некоторых странах, упорядоченное по ценам на январь 2022 года.

Самый дорогой Биг-Мак достался Швейцарии, за ней следует Норвегия. В обеих странах относительно высокий уровень цен, но при этом более высокая заработная плата по сравнению с другими странами ОЭСР.

Самый большой скачок цен на гамбургеры произошел в Венесуэле: с 2004 года стоимость Биг Мака выросла почти на 250%. В течение многих лет страна страдает от гиперинфляции, поэтому неудивительно видеть большие колебания цен в данных по стране.

Хотя кажется, что цена на Биг-Мак в Турции снизилась, это потому, что цены указаны в долларах США. Новая турецкая лира обесценилась по отношению к доллару США более чем на 90% с момента ее введения в 2005 году.

Наконец, стоит отметить, что в России самый дешевый Биг Мак, что отражает более низкий уровень цен в стране. Стоимость рабочей силы в России составляет примерно треть от стоимости рабочей силы в Швейцарии.

 

 

Ограничения бургерономики

Индекс Биг Мака полезен по ряду причин. Инвесторы могут использовать его для измерения инфляции с течением времени и сравнения с официальными данными. Это может помочь им оценить стоимость облигаций и других ценных бумаг, чувствительных к инфляции. Индекс Биг Мака также показывает, может ли валюта быть переоценена или недооценена, и инвесторы могут заключать соответствующие сделки с иностранной валютой.

Конечно, у индекса есть и недостатки. Вот некоторые из них, которые отмечают экономисты.

Неторгуемые услуги могут иметь разные цены в разных странах. На цену биг-мака влияют затраты на такие вещи, как рабочая сила, но это не является отражением относительной стоимости валют. Теперь The Economist выпускает версию индекса Биг-Мака с поправкой на ВВП, чтобы помочь устранить эту критику.
McDonald’s есть не во всех странах мира. Это означает, что географический охват индекса Биг Мака имеет некоторые ограничения, особенно в Африке.
Индексу не хватает разнообразия. Индекс состоит из одного элемента — биг-мака. Поэтому ему не хватает разнообразия, присущего другим экономическим показателям, таким как индекс потребительских цен.

Несмотря на все эти недостатки, индекс «Биг-Мака» служит хорошей отправной точкой для понимания паритета покупательной способности. Благодаря простоте гамбургеров сложная экономическая теория легче усваивается.

 

 

Источник: visualcapitalist.com